Сводки о состоянии экономики становятся всё более тревожными. Всё меньше времени остаётся до момента, когда станет понятно, как выглядит итоговый баланс федерального бюджета. Ожидается, что он не соответствует предварительным планам — явно не в положительную сторону.
По данным Минфина, ситуация за последние 10 месяцев напоминает запутанный триллер: ожидаемые доходы не идут в ногу с расходами, которые ускоряются с каждым днём, словно их захлёстывает огненный поток.
Нефтегазовые доходы: спад на фоне новшеств
Несмотря на то, что октябрь ознаменовался дополнительными поступлениями в размере почти 890 миллиардов рублей, общий годовой прогноз тёмный. Разрыв по сравнению с прошлым годом увеличился с 20,6% до 21,4%, и это происходит на фоне новых санкций против ведущих компаний отрасли.
- Нововведения в санкциях для "Лукойла" и "Роснефти";
- Ограничения на поставки и их сокращение;
- Увеличенный дисконт на российскую нефть;
- Снижение цен на нефть.
Чтобы добиться выполнения пересмотренного плана, требуется дополнительно 1,15 трлн рублей, однако вероятность этого кажется крайне низкой.
Ненефтегазовые доходы: рост, который не радует
Фактически ненефтегазовые доходы демонстрируют рост на 11,3%. Однако, если взглянуть на предыдущие данные, месяц назад прирост составлял 13,2%, что указывает на замедление экономического роста. Для достижения поставленных целей потребуется собрать 6 трлн рублей, в то время как среднемесячные поступления постепенно падают, ставя под угрозу выполнение бюджета.
В 2025 году экономика показывает слабые результаты по всем фронтам: ВВП, промышленное производство, внутренний и внешний рынок. При этом сборы налогов продолжают увеличиваться, что говорит о том, что государство вынуждено тратить резервы, чтобы заполнить дыры в бюджете.
Расходная часть: упор на приоритеты
Ситуация с расходами складывается не менее пессимистично. До октября наблюдался рост на 19,5%, а теперь он снизился до 15,4%. В планах до конца года — потратить около 8,7 трлн рублей, но реальный темп далеки от целевых, а декабрьские расходы ещё более усугубят ситуацию.
Государственные закупки устоят даже в условиях экономического спада: темпы их увеличения достигли 35,4%. Это ярко показывает приоритеты власти в условиях ухудшающейся экономической обстановки. К этому моменту дефицит бюджета уже зафиксирован на уровне 4,19 трлн рублей и есть риск его увеличения к концу года.
Ситуация с бюджетом требует серьезного переосмысления существующей стратегии, иначе 2026 год может принести ещё более тяжёлые последствия.































