На Шантарские острова приезжают, чтобы увидеть китов
Добраться сюда непросто даже сегодня – путь из Москвы самолетом, по земле и воде занимает больше суток. Как в 17 веке это удалось русскому атаману пеших казаков Ивану Москвитину (спешил он, конечно, не за китами, но с важной государственной миссией)
О землепроходце известно немного. Родом, вероятно, из центральной России, к 1630-м годам он служил в Томском остроге – тогдашнем «восточном транспортном хабе». Здешний атаман Дмитрий Копылов решил снарядить экспедицию на разведку пути к «морю-океану»: собрать сведения о новых местах, охотничьих и рыбных угодьях, о народах, живущих на новых землях. А еще положить начало русскому тихоокеанскому мореходству.
Дело поручили Москвитину, и в 1636 году он повел небольшой отряд из 36 казаков на восток. Как и все подобные экспедиции, отряд шел по рекам. Струги, лодки, волоки через горы - все вручную, без навигации и точных карт. Они поднимались по Оби и её притокам, тащили суда через тайгу, спускались по реке Алдан, терпели голод и холод.
В 1638 году отряд вышел к реке Улье, а весной 1639-го впервые для европейцев достиг берега Охотского моря. Так Россия получила выход к Тихому океану - еще один вместе с экспедицией нашего предыдущего героя, Василия Пояркова.
Москвитин основал первое русское зимовье на побережье, исследовал те самые Шантарские острова, собирал сведения о реках, будущих морских маршрутах и берегах. Его записи стали первыми описаниями тихоокеанского побережья России.
Если смотреть современными глазами, Москвитин запустил новый транспортный коридор. Он связал Сибирь с океаном, открыл путь будущим портам и заложил основу для морских и речных маршрутов Дальнего Востока.
#ГероиТранспорта

















































