Как Мая Плисецкая изменила правила игры в балете СССР

Как Мая Плисецкая изменила правила игры в балете СССР

Мая Плисецкая, ставшая иконой мирового балета, в течение 16 лет не имела возможности покидать пределы Советского Союза. Несмотря на бесчисленные приглашения от ведущих театров мира, Советская власть не спешила открывать ей свои границы. В то время как коллеги пользовались шансом выступать в Лондоне, Париже и Нью-Йорке, Плисецкая оставалась под «замком». Причины такого положения вещей были глубже, чем просто отсутствие доверия.

Трудное детство и статус «врага народа»

История ее жизни началась еще до того, как она стала известной. В 1937 году отца Майи, служащего Наркомвнешторга, арестовали и расстреляли, а ее мать, актрису немого кино, отправили в лагеря. Воспитанница тёти, также балерины Большого театра, Плисецкая навсегда осталась «дочерью врагов народа». Это ставило под сомнение её партийную лояльность даже тогда, когда она стала примой знаменитого театра.

Неотступное желание выступать за границей

С 1945 года начались предложения выездов на международные гастроли. Ее ждали в Лондоне, Париже и Нью-Йорке, но каждый раз следовали отказы. Формулировки варьировались: «молодая», «есть старшие». На самом деле, причина была в страхе властей, что она не вернется, как это произошло с Рудольфом Нуреевым в 1961 году.

Для получения разрешений она даже обращалась к самым высоким инстанциям, включая Сталина, но безуспешно. За все 16 лет она смогла выступать лишь в странах соцлагеря — Чехословакии, Польше, Венгрии. Даже Финляндия казалась слишком рискованной для путешествий.

Переломный момент и доверие

Ситуация изменилась в 1959 году, когда Хрущёв одобрил поездку Плисецкой на Кубу. Это стало своего рода пробой пера: вернется ли она или станет новым Нуреевым? Но балерина возвратилась с триумфом. После этого ее гастроли были разрешены, сначала по странам Восточного блока, а затем и в Западной Европе, Японии и США. Однако власти продолжали контролировать каждый ее шаг — от аэропорта до гостиницы.

Важным моментом стало её замужество с композитором Родионом Щедриным, который был ближе к партийной элите. Это дало ей возможность получить одобрение на выезд, хотя и с ограничениями. Она продолжала получать мировые премии, вдохновляя своей хореографией.

За свободу выступлений Плисецкая платила дисциплиной и лояльностью к власти, изощренно использовала свои навыки, чтобы говорить через танец. Ее история — не просто о балете, а о борьбе за свободу в условиях ограничений.

Источник: INMYROOM LIFE

Лента новостей